Специалисты советуют

СТРАНИЦУ ВЕДУТ

 

Котух Инна Анатольевна, психологКотух Инна Анатольевна — психолог образование высшее, специалист, педагогический стаж – 22 года

 

 

 

Дмитрикова Людмила Михайловна — учитель-логопед,  образование высшее, высшая категория, педагогический стаж – 40 лет.

Самсонова Карина Юрьевна — учитель логопед, образование базовое высшее, стаж работы 2 года

Терентьева Лариса Николаевна — врач-педиатр,  первая категории, стаж работы – 28 лет.

Самые распространенные ошибки при автоматизации звуков (консультация учителя-логопеда Самсоновой К.Ю.)

Автоматизация звука  – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то есть отдельно от других звуков. Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка или взрослого произносящего тот или иной звук неправильно сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, вы избавляетесь от негативного стереотипа и закрепляете новый правильный.

Ошибки и правила автоматизации звуков:

1 Ошибка. Звук начинают автоматизировать, когда ребенок его изолировано произносит не четко.

Правило 1Звук можно начитать автоматизировать только тогда, когда ребенок может произносить его изолировано четко при много кратном повторении.

2 Ошибка. Звук автоматизируют без подготовительных упражнений.

Правило 2Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо выполнить упражнения для правильного артикуляционного уклада или артикуляционную гимнастику. Эти упражнения укрепляют и разогревают речевые мышцы, формируют правильный артикуляционный уклад, делают движения мышц языка, щек и губ точными.

3 Ошибка. Звук автоматизируется на одном и том же материале.

Правило 3: Как только ребенок научился справляться с одним видом заданий, необходимо сразу же переходить к другому более  сложному. Особенно никогда не следует долго засиживаться на переходе от изолированного произношения к автоматизации звука. Работа над изолированным произношением не должна превышать 4 занятий.

4 Ошибка. Автоматизируют несколько звуков, которые ребенок путает в речи.

Правило 4Нельзя одновременно автоматизировать звуки, которые ребенок путает в речи, а так же звуки принадлежащие к одной группе. Так, как у таких детей нарушен фонематический (речевой) слух. Работу по автоматизации звука у ребенка с нарушенным фонематическим слухом необходимо разделить, иначе ребенок постоянно будет пытаться произнести один звук вместо другого.

Нельзя слухом автоматизировать одновременно:

  • звуки из групп шипящих и свистящих (С, З, Ц, Ш, Щ, Ч);
  • губно-зубные звуки (В, Ф);
  • сонорные звуки (Р, Л);
  • заднеязычные звуки (К, Г, Х).

Можно автоматизировать одновременно:

  • звуки из группы свистящих и звуки из группы заднеязычных;
  • звуки из группы шипящих  и звуки из группы сонорных;
  • звуки Д, Т и сонорные звуки.5 Ошибка. Ребенка просят повторять слова, слоги и предложения без показа артикуляции.Правило 5Автоматизировать звук по подражанию. В работе над автоматизацией звука, а особенно в самом начале необходимо чтобы ребенок повторял следом за взрослым, и смотрел как ему показывают правильную артикуляцию. Для того чтобы ребенок научился сам контролировать свое произношение автоматизируйте звук перед зеркалом.  А так же на начальных порах необходимо, утрированно выделять звук (например: Ш-Ш-Ш-Ша, Ш-Ш-Ш-Шапка).

    6 Ошибка. Звук автоматизируют без показа наглядного материала.

    Правило 6Для автоматизации звука использовать наглядность. Чтобы процесс автоматизации звука не был скучной, рутинной работой, показывайте ребенку картинки, используйте разные игровые ситуации, придумывайте сказки, используйте сюжетные картинки, рисуйте и раскрашивайте слова с заданным звуком.

    7 Ошибка. Звук автоматизируют в словах, скороговорках и предложениях, а так же используются сложные слова.

    Правило 7: В работе над автоматизацией звука необходимо придерживаться строгой последовательности:

    Автоматизация звука в слогах:

    • открытых слогах (ША, ШО, ШУ);
    • закрытых слогах (АШ, ОШ, УШ);
    • в интервокальной позиции (АША, ОШО, УШУ).

    Автоматизация звука в словах:

    • в начале слова (шапка, шея);
    • в конце слова (камыш, финиш);
    • с средине слова (ошибка, машина);
    • в словах со стечением согласных (бабушка, матрешка).

    Автоматизация звука в предложениях (Малыши шагают в школу).

    Автоматизация звука в стихотворениях.

    Автоматизация звука в скороговорках.

    Автоматизация звука в самостоятельной речи.

    8 Ошибка. Звук автоматизируется при неправильном речевом выдохе.

    Правило 8Перед тем как автоматизировать звук необходимо поставить правильный речевой выдох. При нарушенном речевом выдохе, не какие звуки вы ребенку не автоматизируете. Проверить речевой выдох можно здесь.

    9 Ошибка. Звук автоматизируется от времени к времени, периодически.

    Правило 9: Как и в любых занятиях для того, чтобы добиться положительного результата, необходима систематичность. Занимайтесь систематично по 15-20 мин ежедневно. Исправляйте произношение ребенка в повседневной жизни и напоминайте ему, что он должен следить за своей речью.

    10 Ошибка. Звуки в речи автоматизируется, но не проводиться работа над их дифференциацией.

    Правило 10: У многих детей нарушен фонематический слух, поэтому работая над автоматизацией звуков необходимо работать над их различением в речи (дифференциацией).

Правила работы в логопедических тетрадях.  (Консультация учителя-логопеда Самсоновой К.Ю.)

  • не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 10-15мин.;
  • задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и т. д.) выполняются карандашами;
  • весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
  • Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка;
  • артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком;
  • задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам самим;
  • все задания выполняются до конца;
  • занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ (консультация учителя-логопеда Самсоновой К.Ю.)

Наконец-то ребёнок сказал трудный для него звук! Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его в речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения. Одним из самых длительных этапов, как правило, является автоматизация поставленных звуков. Вот на этом этапе помощь родителей ребенку просто неоценима.

Коррекция нарушенного звукопроизношения происходит постепенно и состоит из 4 этапов:

  • Первый (подготовительный): подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию звуков. Создание установки на коррекционную работу, повышение уверенности в себе.
  • Второй (постановка звуков): добиться правильного звучания изолированного звука.
  • Третий (автоматизация звуков): добиться правильного произношения во фразовой речи.
  • Четвёртый (дифференциация звуков): научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Для того, чтобы работа по автоматизации и дифференциации поставленных звуков была эффективной, проходила в более короткие сроки необходимо осуществлять контроль над  поставленными звуками постоянно.

Задача родителей заключается в том, чтобы, выполнять задания логопеда в рабочих тетрадях, содержание которых наполнено именно тем звуком, который в данный момент необходимо автоматизировать. Родитель должен контролировать, чтобы ребенок правильно произносил автоматизируемый звук во время выполнения всех заданий.

Но, все-таки, самым главным является то, чтобы взрослый постоянно осуществлял контроль над поставленным звуком в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Когда ребёнок учит стихотворение для утренника, то необходимо также произносить данный звук правильно!

Ведь одна из важнейших задач всего процесса работы над звуком состоит в том, чтобы у ребёнка не сформировалась так называемая «кабинетная речь»,  когда звук произносится правильно только в присутствии логопеда  или при открытии логопедической тетради с заданиями.

Контролировать произношение звука надо тактично, в спокойной форме. Если это начальный этап автоматизации, то ребенку можно напомнить о положении органов артикуляции: «Язычок, вверху» (автоматизация [Л, Ш, Ж]) или «Губки улыбаются, язычок внизу» (автоматизация свистящих звуков). Если же этот прием не помогает, родитель должен показать образец правильного произношения звука в слове: «Петя, повтори за мной – СССОБАКА». Взрослый выделяет автоматизируемый звук из ряда других звуков в слове, произносит его более длительно и четко. Когда автоматизация звуков у ребенка проходит более долгий период, то родителю достаточно напомнить «Говори правильно!» Ребенок сразу же понимает, что надо исправить неправильное произношение.

Период автоматизации звуков длительный и сложный. Ребенку необходимо сломать стереотип неправильного произношения, который сложился у него на протяжении нескольких лет. Навык самоконтроля у детей формируется только к началу обучения в школе, поэтому сами контролировать себя они не могут, им постоянно необходима помощь взрослого. Если данная работа будет проводиться родителями в системе, целенаправленно, то и звуки будут автоматизироваться намного быстрее. Речь ребенка будет четкая и понятная для окружающих.

Успехов Вам и Вашим детям!

Готовимся к поступлению в детский сад

Как убедиться в том, что ребенок физически и психологически готов к новым для него нагрузкам?
• Ребенку, который готовится поступить в садик, а тем более в школу, необходимо пройти мини-диспансеризацию. Особенно это необходимо детям, имеющим какие-то проблемы со здоровьем. Прежде всего, нужно посетить педиатра, а затем кардиолога, невропатолога и гастроэнтеролога, а для часто болеющих детей необходима также консультация ЛОР-врача. По результатам этой диспансеризации, если будут выявлены какие-то нарушения, специалисты выработают программу по коррекции найденных проблем.
• Если маму беспокоит поведение ее ребенка (гиперактивность, неусидчивость, агрессивность или, наоборот, заторможенность, апатичность), обратитесь к детскому психологу с целью помощи в адаптации малыша в новом коллективе. Но это не должен быть формальный поход к врачу, для галочки. Имеет смысл обратиться в специализированный центр, где работают настоящие, серьезные профессионалы. К сожалению, немногие родители прибегают к этой очень эффективной мере, предпочитая ошибочно считать свое чадо одним из поколения индиго. Конечно, все мы в той или иной степени склонны считать своего ребенка самым гениальным, но не стоит закрывать глаза на некоторые отклонения в поведении маленького человека. Чаще всего эти странности вызваны не гениальностью, а особенностями психики или даже банальной педагогической запущенностью малыша. Но если обратиться к психологу вовремя, многие проблемы можно легко скорректировать, а если, наоборот, упустить момент, то последствия могут быть очень неприятными. В первую очередь, надо показывать детским неврологу и психологу тех детей, которые перенесли родовую травму, внутриутробную инфекцию, перинатальную энцефалопатию (такое бывает, если мама во время беременности сильно нервничала, или страдала токсикозом, или имела угрозу прерывания беременности). Не нужно бояться, что ребенку обязательно выпишут сильнодействующие психотропные препараты. Чаще всего бывает достаточно применения психологических приемов, выполнения под руководством родителей специальных заданий или даже приема банальных витаминов.

Самый волнующий вопрос для родителей воспитанников старших групп: готов ли ребенок идти в школу? А вот готовы ли, сами взрослые к новому статусу своих детей,  поможет узнать следующая информация….

Консультация для родителей будущих первоклассников

Показатели родительской готовности

к поступлению ребёнка в школу

О готовности к поступлению ребёнка в школу говорят многие учителя и психологи. А готовы ли мы, родители, к таким серьёзным изменениям в жизни нашего ребёнка? Готовы ли мы перестроить свой привычный быт, свои отношения с сыном или дочкой. Сможем ли мы помочь ребёнку комфортно перейти от игры к новой ступеньке его жизни – учёбе?

Давайте попробуем, в форме самостоятельной практической работы, ответить для себя на эти вопросы.

Прежде всего предлагаем максимально правдиво для самих себя ответить на вопросы анкеты.

Анкета для родителей «Снова в школу»

  •  Как вы считаете, готов ли ваш ребёнок к поступлению в школу?
  •  Учитываете ли вы при выборе школы для ребёнка его увлечения и пожелания?
  •  Советовались ли вы при выборе школы с врачами, воспитателями, методистами, педагогами, психологами, логопедами?
  • Часто ли вы с ребенком опаздываете (в детский сад, в гости, на занятия и т. Д.)?
  • Планируете ли вы оставить на время работу (взять отпуск, отгулы и т. П.) либо изменить график рабочего дня для того, чтобы иметь возможность провожать ребёнка на занятия и встречать его из школы?
  • Есть ли у ребёнка постоянные обязанности в семье?
  • Планируете ли вы выделить ребёнку собственное рабочее место (личная комната, зонирование комнаты, личный письменный стол) с началом его учебы?
  • Сможете ли вы уделять ребёнку дополнительное время в течение хотя бы первого года обучения?

Посчитайте количество ваших положительных и отрицательных ответов.

Если многие из Ваших ответов  были отрицательными, не расстраивайтесь и не волнуйтесь. Вернитесь к анкете и постарайтесь ещё раз проанализировать вопросы.  Возможно они помогут вам что-то изменить в привычном ритме жизни и подготовиться всей семьёй к поступлению вашего ребёнка в школу.

Далее на бумаге попробуйте составить список необходимых изменений, которые нужно внести в вашу привычную жизнь, в семейные воспитательные моменты.

А теперь проставьте рядом с каждым написанным пунктом время, которое потребуется на его осуществление. Например, чтобы приучить ребёнка к самостоятельной уборке игрушек, потребуется кому-то один месяц, а кому-то больше. Каждый ребёнок индивидуален.

Новый этап в жизни ребёнка – это новый этап и в жизни взрослых.  Но взрослым ломать старые устои сложнее. Постарайтесь меняться вместе.

 

Один день из жизни психолога.

Среди талантливых, добрых, внимательных педагогов «Планеты Счастья» есть человек, который обладает ещё одним важным качеством — она замечает то, на что многие могут не обратить внимание! У Маши грустные глаза. Вовочка ссорится с ребятами. Саша не может выучить стихотворение. Даня дерется… Почему? Наш психолог Котух Инна Анатольевна разберется — побеседует с ребятами, индивидуально проведет коррекционную работу, встретится с родителями, даст полезные советы. Не оставит она без внимания и помощи и коллег — научит снимать психологическую нагрузку, поможет найти ключик к сердцу каждого воспитанника, подскажет как работать индивидуально с каждым малышом. Предлагаем фоторепортаж из жизни психолога.DSC_0890

Инна Анатольевна приглашает родителей на индивидуальные консультации по вопросам воспитания детей ежедневно с 16.00 до 18.00DSC_0446DSC_0237DSC_0884

 

 

DSC_0902

 

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ (Котух И.А)

В декабре 2014 года  было проведено изучение состояния психологической готовности к школе воспитанников старших групп. В диагностике приняли участие 104 ребенка.

Учебная мотивация сформирована у 37 человек; игровая мотивация 37 чел., 31 воспитанник имеет внешний уровень мотивации, а у 4 ребят сформировано негативное отношение к школе

Моторная готовность: высокий уровень 13человек, достаточный уровень 33 чел., 46 -средний уровень и 12 -низкий уровень

Самооценка соответствует возрасту у  82 воспитанников; 22 ребенка с заниженной самооценкой

Общий уровень психологической готовности: высокий уровень (психологическая зрелость) выявили 17 воспитанников, средний уровень 47 детей, 40 — низкий уровень.

Психологическое обследование позволит сделать дальнейшую педагогическую деятельность более продуктивной и толерантной.

Опять в школу или кризис конца каникул.

Логопед советует

В помощь родителям

 Ошибки семейного воспитания

АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ

ОБ ИСКУССТВЕ БЫТЬ РОДИТЕЛЯМИ

Дорогие мамы и папы

Психология семейных отношений

Скажи мне, мама, ласковое слово…

Консультация логопеда1

Консультация логопеда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

p

p class=»MsoNormal» style=»margin-left: -2cm; text-align: left;» align=»center»